|
Не найдя понимания в
России, местный кулибин передал свои
наработки за рубеж
Вы сидите в кинотеатре.
В том момент, когда на экране появляется
цветок, вы чувствуете его аромат, будто
попали прямо в фильм. И не только цветы,
все происходящее по сюжету картины
имеет свой запах. Скажете, фантастика?
Нет, в Японии уже идут первые сеансы
«ароматного» кино. А ведь наш
земляк Иннокентий Понамарчук разработал
эту идею уже два десятка лет назад.
Только вот воплощения в России она так
и не получила.
Первый во всем
Иннокентий Иннокентиевич
– ветеран пензенского телевидения. За
время работы с той стороны «голубого
экрана» он показал себя большим
новатором – первым в Пензе снял
документальный и игровой фильмы. Первым
из местных деятелей выпустил сюжет,
показанный впоследствии по Центральному
телевидению. Ему же принадлежит и
авторство первого радиомультфильма.
Коллеги и подумать не могли, что помимо
основного занятия пытливый Иннокентий
уже разрабатывал теории, которые могли
вывести телевидение на принципиально
другой уровень. Жаль только, что основные
наработки пока так и не реализовались,
а то кто его знает, какое телевидение
мы бы сейчас имели.
Мультфильм по радио?
– Радио год от года все
больше превращается в обычное средство
массовой информации, а ведь могло стать
настоящим искусством, – говорит о
наболевшем Иннокентий Иннокентиевич.
– Послушайте любой радиоспектакль.
Помимо голосов актеров и пары-тройки
шумов явно искусственного происхождения
и нет ничего. То есть, слушателю приходится
самому додумывать, где что происходит.
А ведь радио может и должно дать полную
картинку. По мнению изобретателя все
просто – достаточно только собрать
всеобъемлющую базу звуков.
Если нет возможности
записать звук, необходимо его синтезировать.
Еще в 1984 году совместно со звукорежиссером
Эдуардом Утенковым наш герой создал
радиомультфильм «В забытом музее».
Речь нескольких персонажей представляла
собой чистый синтезированный звук.
Такие необычные мультфильмы могли бы
пойти в серию, но интересная идея
воплотилась только в единственном
экземпляре. Чем же радиомультфильм
отличается от обычной радиопостановки?
Когда мы смотрим мультфильм, мы не
задумываемся о правдоподобии персонажей.
Так и для радиоверсии Иннокентий
Иннокентиевич предлагает использовать
намеренно искаженный, утрированный, но
узнаваемый звук.
Ароматное кино
Что поможет зрителю
погрузиться в атмосферу кинофильма?
Как бы хорошо ни играли актеры, человек
все равно будет ощущать себя просто
зрителем перед экраном. Значит надо
дать ему дополнительные ощущения,
подумал Иннокентий Иннокентиевич, и
предложил воздействие запахами. По
замыслу изобретателя, в определенные
моменты фильма в зале срабатывают
аромаприставки и распыляют соответствующие
запахи. В теории все довольно просто –
в устройство загружают набор капсул. В
назначенный момент нужная капсула
лопается, вентилятор гонит волну на
зрителя. Погружение в фильм состоялось.
В идеале такие приставки
смогут работать и вместе с обычным
телевизором. Пошел в магазин, купил
набор запахов для любимого фильма,
загрузил диск и наслаждайся.
Новое искусство?
Технические новшества
– не единственное, что интересует
Иннокентия Иннокентьевича. Много лет
он потратил на разработку теоретической
базы реорганизации нашего ТВ. Зная, по
каким принципам строится телевидение,
Понамарчук уверен, что оно ведет в тупик.
– Качественных изменений
не происходило уже давно. Если не считать
нескольких новых форм, например, ток-шоу,
все остается на том же уровне. Ведь в
чем основное достоинство телевидения
– в возможности непрерывного вещания.
Вспомните, как нам показывают парады
или транслируют концерты – с первой до
последней минуты. Я давно предлагаю
новую форму – телетеатр. Вместо
стационарного, ограниченного в
пространстве театра можно и нужно
строить новую площадку. Это будет
громадное пространство, по которому
актеров будет сопровождать камера.
Таким образом мы уйдем от ухищрений
монтажа и у зрителя будет ощущение, что
он смотрит картины из настоящей жизни.
Этакое, если хотите, постановочное
реалити-шоу.
Свои идеи и наблюдения
Иннокентий Иннокентиевич регулярно
выпускает в свет. На его счету с десяток
книг, выпущенных на собственные деньги.
«Искусство телевидения и радио в 21
веке», «Разгаданная тайна
телевидения», «Как нам реорганизовать
ТВ» - пока эти книги интересны только
узкому кругу специалистов. Их высоко
оценивают серьезные люди, ученые, доктора
наук, но до продвижения идей в массы еще
далеко.
России это не надо?
– Я на рекорд иду. Вот
уже 92 раза на мои письма и предоставленные
разработки из Москвы никто не ответил.
Еще немного и будет круглое число, –
грустно улыбается наш герой. – А если
и отвечают, то дальше «Это нам не
подходит» или «Нет технической
возможности осуществить задумку»
дела не идет. Я же не электронщик или
программист, в основном мои идеи имеют
чисто теоретический характер. А
существующая система похоже всех
устраивает. «Нет пророка в своем
Отечестве», – цитирует Пушкина
пензенский Эдисон. – Сейчас я решил
пойти по другому пути, все свои наработки
отправил в Китай. Страна быстро
развивается, возможно именно там и
воплотят мои идеи.
Сергей НИКОЛЬСКИЙ
|